Время работы:
с 7:30 до 18:00
Телефон:
(232) 56-75-02, (232) 56-75-01
Адрес:
ул. Якуба Коласа

дом 7а

Советы  логопеда  родителям

Артикуляционные упражнения

Скоро в школу. Развиваем речь

Что такое речевая готовность ребенка

Как развивать речь малыша

Речь любого человека осуществляется очень сложным анатомо - физиологическим аппаратом. Он состоит из центрального органа - головного мозга и периферических органов речи: органов слуха, дыхания, голоса, артикуляции. Все эти органы под воздействием центральной нервной системы взаимодействуют друг с другом, и каждый из них играет свою определённую роль. Нарушение одного из них отражается на деятельности остальных.  Для становления речи период от 0 до 5 лет является определяющим. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. И именно в этот период функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Критическим периодом развития речи является возраст до 3 лет. У ребёнка заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, он накапливает большой словарный запас, овладевает главными формами родного языка. Если малыш родился и развивался без патологий, но родители мало уделяли внимания развитию речи, то в дальнейшем будет очень трудно наверстать упущенное время. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Формирование речи - длительный и сложный процесс. Родители должны помочь развить речь своему ребёнку.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • С момента рождения малышу важно слышать полноценную, правильную речь близких людей, видеть их лица, наблюдать за правильной артикуляцией.
  • Многократно называйте свои действия, предметы домашнего обихода.
  • Чаще берите младенца на руки, пеленайте, кормите - ему необходим постоянный телесный контакт с матерью.
  • Ребёнок заговорит только тогда, когда его захотят слушать. 
  • Нужно всячески поощрять попытки ребёнка заговорить.
  • Нужно говорить с малышом короткими фразами, медленно.
  • Нельзя «сюсюкать», говорить «детским языком» и позволять это делать другим.
  • Хорошо читать ребёнку каждый день и не отказывать, если малыш попросит прочитать полюбившуюся книжку ещё раз.

Важно развивать любопытство, стремление задавать вопросы. Для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Любите своего ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ –  это важно знать!

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка.

Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста,  что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка

Период  младенчества.

Уже с первых месяцев жизни посредством непосредственно-эмоциональной формы общения с окружающим миром у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему, формируется избирательное внимание к речи окружающих.

В норме у ребенка в 2-3 мес. появляется гуление. Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией. В 7-9 мес. появляется лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: "дя-дя-дя", "ба-ба-ба", "ма-ма-ма".

К концу первого года жизни в эмоционально значимой ситуации малыш выражает свои желания, намерения речевыми средствами. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: "мама", "баба", "дядя", бах, ав-ав, би-би, на, дай, там, и т.д.…

1 год После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов. Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов.

2 года У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. Быстро увеличивается его словарный запас (к 2 годам активный словарь составляет 300-400 слов), слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.

3 года На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начищает использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.

4 года В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки . Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет  К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

в дошкольном возрасте:

  • Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков
  • Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове
  • Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов
  • Неправильное грамматическое оформления высказывания.
  • Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания
  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов

Уважаемые родители!

В данной теме представлены показатели развития речи в разные возрастные периоды. Это возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении, и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь.  

НО: Если Вы заметили те или иные значительные отклонения в речевом развитии ребенка – ДЕЙСТВУЙТЕ! Возможно, Вашему ребенку необходима помощь специалистов: логопедов, дефектологов, неврологов, детских врачей – психиатров.

Помните о том, что любое нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять!

Чёткая речь дошкольника желанна для многих родителей. 

В период освоения речи произношение малыша всегда несовершенно. Это обусловлено, во-первых, недостаточной развитостью движений речевых органов (языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба), и, во-вторых, находящимся ещё в процессе формирования фонематическим слухом. (Фонематический слух - это способность воспринимать все звуки речи и различать сходные по произношению или по звучанию звуки).

К старшему дошкольному возрасту в норме все эти несовершенства уходят сами собой, ребёнок осваивает произношение всех звуков и правильное использование их в словах. Но бывает и так, что  звуки у детей и в старшем дошкольном возрасте искажаются или заменяются другими, более лёгкими звуками, или пропускаются в словах. 

Что может помочь ребёнку эффективно овладеть звукопроизношением, как на этапе естественного освоения - в младшем дошкольном возрасте, так и в случае необходимости коррекционных занятий в старшем дошкольном возрасте? Увлекательным и действенным методом будет артикуляционная гимнастика.

С помощью артикуляционной гимнастики тренируются правильные полноценные движения речевых органов, которые необходимы для правильного произношения звуков. По-другому, её можно назвать «зарядкой для язычка» и легко сделать любимой и весёлой игрой для малыша.

Каждое из упражнений имеет своё образное название, в занятиях с ребёнком родители могут использовать его или придумать своё, более подходящее. Названия позволяют превратить артикуляционную гимнастику в игру, заинтересовывают и увлекают ребёнка. Ещё лучше, если мама придумает целую сказку о весёлом выдумщике язычке, которому не сидится на месте.

Выполнять гимнастику нужно ежедневно, в течение времени, которое понадобиться, чтобы все звуки произносились ребёнком верно. Не обязательно делать все упражнения за один раз. Достаточно уделять гимнастике 3-5-8 минут за один раз. Если ребёнок хочет больше - на здоровье! Повторите каждое упражнение по 8-10 раз. Уделите внимание организации гимнастики: она должна проходить перед зеркалом (ребёнок должен видеть, как выполняет родитель данное упражнение и как он сам), в увлекательной форме (постарайтесь заинтересовать ребёнка, не принуждать его, чтобы с речевыми движениями не ассоциировалось негативное настроение), к каждому упражнению постарайтесь подобрать, соответственно названию, игрушку (для детей 5-7 лет - картинку), небольшое стихотворение, в 2-4 строчки.

Итак, упражнения:

       "Блинчик"

  

Улыбнуться. Открыть рот. Положить широкий и расслабленный язычок на нижнюю губу и удерживать его 10 секунд. Внимательно следить за тем, чтобы язычок был максимально расслаблен, не подрагивал, верхняя губа не касалась языка.

       "Чашечка"

  

Улыбнуться. Рот широко открыть. Положить широкий и расслабленный язычок на нижнюю губу. Приподнять передний и боковые края языка к верхним зубкам, в форме чашечки, не касаясь верхних резцов. Удерживать язык 15 секунд.

         "Иголочка"

  

Открыть рот. Сильно высунуть напряжённый, узкий и острый, как колючая иголочка, кончик языка из ротика, не касаясь им губ. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

     "Сердитая кошечка"

  

Приоткрыть рот. Широкий кончик язычка свернуть рулончиком и прижать к нижним зубкам изнутри. Спинку языка приподнять, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

        "Часики"

  

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Высунуть узкий, напряжённый кончик язычка и медленно передвигать его от одного уголка рта к другому, изображая маятник часов. Упражнение сопровождается словами взрослого: тик-так. Время выполнения – 20 секунд.

        "Лошадка"

  

Открыть рот. Пощёлкать кончиком языка за верхними зубами, как цокает копытами лошадка, присасывая его к нёбу. Нижняя челюсть и губы не двигаются. Темп пощёлкивания можно изменять: медленно – быстрее – очень быстро. Повторить 10 -15 раз.

         "Грибок"

  

Открыть рот. Присосать широкий кончик язычка к нёбу всей поверхностью. При этом нижнюю челюсть сильно опустить вниз, натягивая подъязычную связку. (Язык – шляпка гриба, уздечка – ножка.) Повторить медленно 10 раз.

       "Качели"

  

Открыть рот. Узкий, остренький язычок высунуть изо рта и поочерёдно тянуть то к носу, то к подбородку. Затем кончик языка спрятать в полость рта, поднять его вверх, поставить на бугорки, за верхними зубами, затем опустить за нижние. Повторить 15 - 20 раз.

 "Вкусное варенье"

  

Приоткрыть рот. Высунуть широкий язычок, облизать верхнюю губу сверху вниз («слизать варенье») и спрятать обратно в рот. Губы и нижняя челюсть не двигаются. Повторить медленно 10 раз.

"Змея"

  

Открыть рот. Напряжённый, острый и узкий язычок сильно высунуть изо рта, а потом убрать вглубь рта. Повторить медленно 15 раз.

       "Колесо"

  

Приоткрыть рот. Облизать верхнюю, затем нижнюю губу по кругу - несколько раз по часовой стрелке, потом несколько раз против часовой стрелки. Повторить медленно 10 раз.

       "Катушка"

  

Приоткрыть рот. Исходное положение - упражнение "Сердитая кошечка". Кончик языка постоянно упирается в нижние зубы изнутри, а широкий язычок "выкатывается" изо рта и прячется. Повторить 15 раз.

Желаем чёткой речи Вашему ребёнку!

footer